суббота, 19 мая 2018 г.

Секреты хорошей новостной статьи

Мы, библиотекари, нынче становимся немного журналистами, т.к. периодически пишем материалы в СМИ (сайт, газета, соцсети, блог). Писать «как Бог на душу положит» – это одно. Работать строго в рамках обозначенных критериев – совсем другое.
Сегодня мы с вами попробуем научиться писать информационные статьи по законам жанра.


Что такое пресс-релиз?Практика показывает, что с пресс-релизами связано много заблуждений. Потому, не ответив на поставленный вопрос, двигаться дальше нельзя.
Как следует из названия – «press-release» – это «выпуск для прессы», некое информационное сообщение. Суть этого документа – выразить необходимую, интересную информацию, которой могут воспользоваться СМИ, чтобы донести её своей аудитории.
Т.е. эта некая промежуточная информация для журналистов, которая должна их заинтересовать и помочь им в написании статьи о вас.
Так что мы с вами пишем не пресс-релизы в чистом виде, а информационные материалы для сайта. Или статью для газеты. Собственно пресс-релизов мы не пишем. Во всяком случае, в Аниве.
Отсюда и некоторые разночтения в понимании понятий, требований к заголовку и т.п. В пресс-релизе в заголовке должна быть суть события. В новостной статье заголовок может интриговать, обещать, содержать красивую фразу и т.п. А вот подзаголовок может уточнять заголовок, расшифровывать непонятности, раскрывать его суть.  Т.е. то, что является заголовком в пресс-релизе, в наших статьях будет лишь подзаголовком.

Далее по тексту я буду называть наши сочинения пресс-релизами (по привычке и для большей понятности), но в голове будем держать знание, что речь идёт несколько о другом.
Какие бывают пресс-релизы?
Пресс-релизы можно разделить, главным образом, на два типа:
 «Анонс» – когда сообщить о предстоящем событии. Это может быть выставка, какое-нибудь мероприятие, значимое событие  и т .д.
«Новость» – здесь говорится об уже свершившемся событии. Допустим, можно сообщить о выпуске нового, интересного продукта – выставке, мероприятии, проведенном исследовании, достигнутой величине фонда или количества читателей.
По контексту пресс-релизы подразделяются на следующие типы:
-        пресс-релиз-СОБЫТИЕ,
-        пресс-релиз-СЕНСАЦИЯ,
-        пресс-релиз-АНОНС,
-        пресс-релиз-ПОРТРЕТ,
-        пресс-релиз — ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ,
-        пресс-релиз-ВОПРОС.
Для наглядности проиллюстрируем каждый из данных видов заголовками.
Пресс-релиз-СОБЫТИЕ: «Природа не хочет отдыхать на детях звёзд! В Москве откроется галерея творческих работ детей звезд российского шоу-бизнеса, театра, спорта и политики».
Пресс-релиз-СЕНСАЦИЯ: «Байкальская тайна почти раскрыта. Российские путешественники совершат перелет над «бермудским треугольником» озера Байкал».
Пресс-релиз-АНОНС: «Как это будет не по-русски? В Москве пройдет первый Фестиваль русской поэзии на иностранных языках!».
Пресс-релиз-ПОРТРЕТ: «Сергей Зверев меняет профессию! Оформление салона С. Зверева новыми шторами, сшитыми по эскизам звезды».
Пресс-релиз — ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: «Московские вузы не принимают на учебу курящих студентов». Об эксперименте университета ЮСТО, руководство которого борется с курением среди своих учащихся.
Пресс-релиз-ВОПРОС:«Что ждет российскую санаторно-курортную систему? Две тенденции: борьба за выживание или полноценная работа на здоровье россиян...».


Структура новостной статьи
Всякая статья, релиз, новость имеют  простую структуру:
-        заголовок / подзаголовок (интрига и суть)
-        главная (основная) часть (сама информация)
-        заключение (где расположена выставка, местонахождение названного зала, часы работы и т.п.).

Традиционный способ изложения материала похож на пирамиду. Суть пирамиды в том, что самая свежая, самая важная информация расположена «вверху», затем следуют менее значительные и интересные факты. Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное, может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Принцип пирамиды можно еще сравнить с популярным во всем мире кофе-капучино. Назовем его «принцип капучино». Он заключается в том, что в первых трех-четырех предложениях или абзацах дается основная информация. Она сравнима с вкусной пенкой на кофе-капучино. Собственно кофе начинается после пенки. То есть информация, которая в конденсированном виде давалась в начале текста, далее даётся подробно, раскрывается, дополняется цитатами и новыми подробностями. Этот принцип особенно хорош в интернетной журналистике, когда читатель видит на экране лишь первые, «верхние» несколько абзацев текста. Эти абзацы должны заинтересовать читателя, заставить его читать дальше.

В принципе, вам надо ответить на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как.

Рассмотрим пример составления статьи:
Кто? Три писательницы
Что за новости? Юбилейная выставка о трёх знаменитых писательницах – Ш.Бронте, А.Кристи, Т.Толстая
Когда это произойдет? Уже открылась
Где будет иметь место данное событие? В зале художественной литературы.
Почему это новости? Потому что вместе оказались три такие разные писательницы из трёх веков – 19, 20 и 21.
Как это будет происходить? Каждой писательнице посвящён один раздел выставки. Он оформлен в стиле её времени.
После определения основных деталей заполните пробелы дополнительной информацией о людях, продукции, датах и т.д., связанной с новостями.

Напишите заголовок
Он должен быть кратким, четким и по существу: для пресс-релиза важно, чтобы заголовок был как можно короче. Профессионалы в области пиара рекомендуют писать заголовок уже после того, как написан пресс-релиз. Вернитесь к этому пункту, когда закончите с текстом. Помните, именно за заголовок зацепится взгляд любого читателя, так что этот момент крайне важен.
Заголовки пишутся жирным шрифтом. Шрифт заголовка должен быть крупнее остального текста. Напоминаю, что точка в конце заголовка и подзаголовка не ставится.
Обычно заголовки пишутся в настоящем времени, но могут быть и исключения.
Три имени – три века
В библиотеке стали возможны перемещения во времени – встретились дамы, жившие в разные века
В библиотеке появилась Машина времени?
Невозможное стало возможным – встретились дамы, жившие в разные века!

Напишите текст
Статья должна быть написан так, как бы вы сами хотели видеть её в новостях.
Первое предложение должно захватывать читателя и раскрывать содержание релиза.
Следующие одно-два предложения должны развить высказанную в первом предложении информацию.
В наши дни никто не будет читать пресс-релиз целиком, если начало статьи не вызывает интереса.
Предоставляйте факты – события, продукты, услуги, люди, цели, намерения, планы, проекты. Вы должны использовать максимальное количество фактов. Простой метод написать эффективный пресс-релиз это составить список пояснений на уже названные вопросы: кто, что, когда, где, почему и как.
Сколько произведений написала каждая из писательниц? Сколько книг всего на выставке? В каждом разделе? Кто подготовил выставку? Интервью с автором или хотя бы цитату о том, как шла работа, откуда пришла идея.

Новостная статья должна быть максимально читабельна
Объем сообщения должен быть компактным, не более одной страницы. Этого вполне достаточно.  Слишком короткий больше похож на репортаж с места события, а не на статью.
Не используйте чересчур длинных предложений и абзацев. Не повторяйтесь и постарайтесь использовать поменьше жаргона. Стремитесь к простоте без лишних слов.
Шрифт используйте разборчивый и крупный. Пресс-релиз должен хорошо читаться на расстоянии вытянутой руки.
Если пресс-релиз посвящен анонсу какого-либо мероприятия, которое пройдет в будущем, не перегружайте читателей лишними датами. Обозначьте только дату проведения анонсируемого мероприятия.
Если в вашем пресс-релизе есть упоминания конкретных персоналий, то не стоит прописывать их полные фамилию, имя, отчество — достаточно инициалов и фамилии.
Психологи выяснили, что в идеале газетный заголовок должен состоять не более чем из пяти-шести слов, а каждое слово — не более, чем из шести букв. То же относится и к тексту. В абзаце – не более 6 строк.
Не надо в тексте пытаться передать свои эмоции с помощью междометий и восклицаний. Во-первых, это никому не нужно, кроме вас, а во-вторых, лучше дайте больше фактуры.
И в заголовке и в тексте сообщения избегайте разного рода оценочных фраз и превосходных форм. Не стоит забывать, что ваша работа – не рекламировать интеллектуальный продукт (книгу, выставку), выражая субъективное мнение, а обеспечивать его информационное продвижение. Так что слова типа «превосходный», «прекрасный», «восхитительный», «великолепный» и т. д. оставьте лучше рекламщикам.
Если же личные эмоции вас переполняют, то подумайте о том, что наше дело — качественно и грамотно описать предмет статьи. Причем сделать это так, чтобы читатели поняли суть, оценили и обратились к вам в библиотеку. Поэтому вместо слов, выражающих эмоции, лучше приведите в пресс-релизе любопытную цифру, статистику, мнение экспертов...


Комментариев нет:

Отправить комментарий